Скорочтение

Перейти вниз

Скорочтение

Сообщение автор Истина в Вс Авг 03, 2008 9:53 am

Методы увеличения скорости чтения

«Скорочтение» - не волшебство и не тайна. Профессиональные уроки скорочтения просто обучают небольшому количеству несложных техник, помогающих человеку лучше концентрировать свое внимание. Глаза человека практически постоянно находятся в движении. Техники скорочтения направляют это движение на страницу с текстом. Для обучения скорочтению важно принять правильное положение. Вы должны сидеть прямо, придерживая книгу левой рукой, и использовать правую руку для упражнений. Уже к началу занятий по предлагаемой методике скорочтения Вы должны достаточно быстро читать. Скорочтение не принесет Вам никакой пользы, если у Вас есть проблемы с восприятием прочитанного или лексиконом. На самом деле, такие занятия даже могут принести вред, если Вы не сможете понимать того, что читаете. У Вас должна быть хорошая базовая подготовка. Перед началом занятий Вы должны просмотреть текст, с которым будете работать, для того, чтобы понять его основную идею и представлять стиль, в котором этот текст написан. Далее рассмотрим пять методов, которые помогут увеличить скорость чтения при самостоятельных занятиях.

Рука
Первый метод заключается в том, что на страницу кладется рука, которая медленно сдвигается вниз, в то время как глаза движутся по тексту обычным образом. Рука движется сама по себе, ее перемещение никак не связано с перемещением глаз. Глаза вовсе не должны читать именно в том месте, где находится рука, но это простое движение поможет Вам увеличить скорость. Необходимо постоянно двигать руку, не останавливаясь после прочтения небольшой части текста. Рука проходит каждую страницу только один раз. Если Вы левша, используйте для движения левую руку.

Карточка
Второй метод - это использование листа бумаги, закрывающего строки текста выше того места, где Вы читаете, для предотвращения их повторного прочтения. Медленно и равномерно сдвигайте лист вниз, и старайтесь прочитать строки текст до того, как лист закроет их. Это поможет победить привычку повторного прочтения (регрессию). Первое время на это упражнение потребуется очень много внимания. Постарайтесь двигать лист вниз чуть быстрее, чем Вы можете читать. Каждую страницу читайте только один раз.

Сметание
Третий метод - это использование руки для помощи глазам в движении по странице. Слегка согните пальцы и держите их вместе. Легким и плавным движением, как будто сметаете соль со страницы, проведите пальцами слева направо, подчёркивая строку текста кончиком среднего пальца. Движение выполняется всей рукой и должно быть шире строки текста на 2-3 см.

Прыжок
Прыжок очень похож на сметание, но в этом методе пальцы не скользят по странице, а делают два удара на каждой строке. При каждом ударе Вы фиксируете взгляд и считываете группу из трёх-четырёх слов. Переход к этому методу позволит сохранить устойчивый рост скорости чтения, поскольку метод очень похож на чтение с метрономом. Движение выполняется всей рукой, а не только запястьем.

Зигзаг или петля
Последний из рассматриваемых методов - это немного изменённая сканирующая техника. В этом методе рука движется диагонально через примерно три строчки и затем возвращается в начало следующей строки. Основная идея этого метода не в прочтении всех слов текста, а в сканировании частей, из которых Вам необходимо понять смысл всего текста. Метод не рекомендуется для материалов, требующих тщательной проработки, но зато отлично подходит для того, чтобы понять основные мысли несложных текстов.

Эти методы кажутся простыми и лёгкими, но не стоит заблуждаться. Они очень полезны и могут помочь читателю с хорошей подготовкой читать быстрее и продуктивнее, но для этого надо постоянно использовать из на практике. Обычно требуется три-четыре занятия для овладения любым из описанных методов. Во время занятий Вы можете заметить, что один из приведённых методов подходит Вам больше, чем остальные. Определите, какой именно Вам наиболее удобен, и используйте его.

Комментарий.
Из пяти упомянутых методов только "Карточка" и "Прыжок" имеют практическую ценность для освоения скорочтения.
"Карточка" на самом деле эффективно поможет избавиться от привычки повторного прочтения.
"Прыжок" за счёт стука пальцами о страницу подобен чтению с метрономом, это учит выдерживать заданный темп чтения. Со временем рекомендуется постепенно увеличивать число ударов в минуту.
"Зигзаг" относится к скорочтению условно, поскольку предполагает не полное прочтение текста, а только ознакомление со смыслом и тематикой.
Недостатки двух оставшихся методов очевидны.
Движение руки (первый метод) и движение глаз будут постепенно синхронизироваться, и не факт, что глаза будут приспосабливаться к руке, а не наоборот.
При "Сметании" увеличивается скорость побуквенного чтения, что противоречит самой идее скорочтения - читать блоки текста из нескольких слов.

Деннис Дойл

_________________
avatar
Истина
хранитель очага
хранитель очага

Количество сообщений : 1875
Возраст : 38
Географическое положение : Где-то рядом...
Дата регистрации : 2008-01-04

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Скорочтение

Сообщение автор Истина в Чт Авг 07, 2008 12:18 pm

Быстрое чтение. Методы и приемы скорочтения

Люди читают сотни веков, но только в наше время остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.

Как показывают исследования, скорость чтения большинства людей, даже много читающих, колеблется в пределах 500-750 зн./мин. Иллюстрацией этого факта является известное высказывание великого поэта и ученого И. В. Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Это еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения.

Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.

Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

1. Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

2. Артикуляция — это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения — значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.

Основные способы чтения и нормативы их скорости

В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.

Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.

Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.

Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.

Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.

Основные условия и правила освоения приемов быстрого чтения

При проведении занятий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтения необходимо выполнять ряд условий.

1. Освоение методов и приемов быстрого чтения — процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — его непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период занятий следует спланировать так, чтобы на протяжении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно десять-двенадцать недель, т. е. 2.5 — 3 месяца) выделять ежедневно для тренировок час-полтора.

Весьма желательным компонентом обучения является проведение в период занятий саморегулирования аутогенной тренировки, представляющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих деятельность всех органов человека и обмен веществ.

В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительна велика.

Чтение в значительной степени — процесс подсознательный, т. е. большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача реальная. Разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в ряду которых важная роль принадлежит аутогенной тренировке, которая, как показали сравнительные исследования, на 40% повышает эффективность обучения быстрому чтению. В связи с этим весьма желательно хотя бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейся литературе или пройдя соответствующие курсы.

2. Сознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые связаны с умственными действиями. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения невозможно, и поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность. Они тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Поэтому результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.

3. Постепенность наращивания скорости и приобретения навыков, от легкого к трудному, от традиционного к нетрадиционному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.

4. Рабочее место, режим занятий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение ряда требований.

Работа должна выполняться в одно и то же время.
Продолжительность каждого занятия должна составлять час-полтора.
Рабочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего.
Необходимо соблюдать правила гигиены умственного труда.
Рекомендуется читать не только в положении сидя, но и (преимущественно) в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности.
Во время занятий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполнять легкие физические упражнения.
Помните о том, что спокойная, тихая музыка создает благоприятные условия как для работы, так и для отдыха, а комплекс аутогенных упражнений способствует лучшему освоению приемов быстрого чтения и снятию возникающих психических нагрузок.

Эдуард Викентьевич Минько

_________________
avatar
Истина
хранитель очага
хранитель очага

Количество сообщений : 1875
Возраст : 38
Географическое положение : Где-то рядом...
Дата регистрации : 2008-01-04

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения